ВСЕ ФОТОМАТЕРИАЛЫ ФОРУМА ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ СВОБОДНОГО КОПИРОВАНИЯ И КАЖДЫЙ ВПРАВЕ ПОСТУПАТЬ С НИМИ ПО СВОЕМУ РАЗУМЕНИЮ. ССЫЛКА НА НАШ САЙТ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Подкласс минно-тральных кораблей специального назначения. Широко использовались германским флотом в 1-й и 2-й Мировых войнах, после 2-й Мировой тральные корабли со схожими принципами проектировались и строились в СССР (пр. 322, 1256, 1300, 13180), в 50-х – 70-х гг. эксперименты проводились в ВМС США (YAG 37, MSS 1, MSS 2).
Назначение: Очистка фарватеров, гаваней, рек, других участков от мин, проводка конвоев, отдельных торговых судов и боевых кораблей через минные поля, минная разведка.
Принцип: Инициирование подрыва мин воздействием на их взрыватели. На контактные взрыватели прорыватель воздействовал собственным корпусом, на неконтактные – специально усиленным уровнем собственных физических полей (магнитного, акустического, гидродинамического).
Концепция сформулирована в начале 20-го века. В 1903 г. по инициативе вице-адмирала Тирпица организована комиссия по борьбе с минной опасностью (в состав комиссии входили, в частности, тогда еще корветтен-капитаны Райнхард Шеер и граф фон Шпее). В числе прочего комиссией были разработаны рекомендации по переоборудованию торговых судов в прорыватели. Помимо задач по охране собственной акватории эти корабли, по мнению комиссии, должны были быть способны действовать совместно с флотом в наступательных акциях. Отряды таких прорывателей должны были «своими телами» прокладывать путь линейным эскадрам к вражескому побережью. В 1906 г. был составлен список судов, предназначенных к переоборудованию в случае войны (однако, в начавшейся через 8 лет войне переоборудовано из этого списка было только одно судно (Bielefeld)).
С началом Первой Мировой началось переоборудование 10 первых судов. В заключении комиссии по отбору говорилось: «… следует избегать переоборудования достаточно ценных судов, так как вероятность их потери при подрыве достаточно велика…» Поэтому кроме Schwarzwald (1911), Niederwald (1904) и Santa Cruz (1905) остальные были пароходами постройки 80-х – 90-х годов XIX века. Первоначально они не получали никакого вооружения и никаких изменений конструкции для обеспечения собственной защиты. Единственным мероприятием было увеличение осадки принятием дополнительного балласта. С 1915 г. грузовые трюма заполнялись пустыми емкостями и песком, отсеки дополнительно укреплялись и герметизировались, также корабли начали оснащать параванами, буксируемыми тралами, артиллерией среднего калибра (2-3 орудия 88-мм), в конце войны некоторые прорыватели несли на борту гидросамолеты. Всего в 1914-18 гг. в прорыватели минных заграждений было переоборудовано ок. 30 судов. Имели литерно-цифровые обозначения: SP 1 – SP 12 (номера могли меняться и использовались несколько раз).
В конце 1937 г. МКА (Marinekommandoamt) разработал новый список судов, пригодных для переоборудования в прорыватели. Из 58 судов этого списка в случае войны изначально предполагалось выбрать 9, впоследствии это число выросло до 12 (4 группы по три корабля в каждой). Из этих 58 судов (вместимостью от 3 до 9 тыс. брт) 24 были теплоходами, остальные – пароходы. На период переоборудования первых прорывателей их задачи возлагались на 9 резервных вспомогательных прорывателей, т.н. „Handelsdampfer z.b.V.“, которые не включались в состав ВМФ, не получали вооружения и не подвергались никакому переоборудованию. В реальности ни одно из этих «резервных» судов в качестве прорывателей не использовалось.
Всего за годы войны в состав Кригсмарине входили 96 прорывателей, переоборудованных из торговых судов и вспомогательных боевых кораблей. Еще 24 единицы были заказаны, но не закончены. В 1943 г. верфям в Штеттине, Любеке, Эмдене и Кримпен-ан-ден-Эйсселе был выдан заказ на 27 прорывателей специальной постройки (KSB – Kriegssperrbrecher) со сроком готовности первых к маю 1945 г. Из 19 заложенных ни один достроен не был. Прорыватели «первой волны» имели обозначения Sperrbrecher I – Sperrbrecher XII. В 1940 г. римские цифры в обозначениях заменили на арабские. Полный список номеров (литер) германских прорывателей Второй Мировой войны:
- Sperrbrecher I – XII - Sperrbrecher 1 – 39, 60 – 62, 64, 68, 69, 102 – 105, 120 – 123, 131 – 139, 141 – 158, 160 – 194, 199, 201 – 204. - Hilfssperrbrecher A, B, C - NS I – NS IX - NF I – NF IV - не получили номеров: Ammerland, Nogat, Norburg
Некоторые корабли в течение службы меняли свои номера, некоторые номера в разное время присваивались разным кораблям.
В зависимости от размеров прорыватели делились на: - большие (от 2500 брт) - средние (1500 – 2500 брт) - малые (1000 – 1500 брт) - малые для устьев рек (500 – 900 брт)
Отправлено: 03.01.12 03:09. Заголовок: Особенности конструк..
Особенности конструкции:
Для повышения плавучести, непотопляемости и живучести в условиях высокой вероятности подрыва корпус (грузовые трюма) заполнялся пустыми бочками и канистрами (деревянными или металлическими), палубы и платформы уплотнялись фашинами, набор усиливался дополнительными связями, разрывы в наборе заваривались. Для борьбы с затоплениями корабли оснащались большим количеством насосов.
Для увеличения осадки (а также в качестве дополнительной защиты) трюма и бортовые отсеки в районе ватерлинии частично заполнялись песком.
Для приведения в действие магнитных взрывателей использовался мощный электромагнит в носовой части корпуса (VES-Anlage). Обмотка располагалась перпендикулярно диаметральной плоскости, были также варианты с двумя обмотками Х-образно. Сердечником служил корпус корабля. В 1943 г. появился другой вариант ЭМ-установки, менее трудоемкий и пригодный для установки на малых кораблях. Разработан он был в Италии и получил обозначение САМ (Canona Antimagnetica). Представлял собой Х-образно расположенные сердечники с обмотками, устанавливаемые на верхней палубе. Слегка модифицированный немецкий вариант KPG (Kreuzpolgerät) устанавливался на малых прорывателях.
Для инициирования акустических взрывателей мин на прорывателях с 1942 г. устанавливались различные варианты акустических тралов: GBT (Geräuschboje mit Turbinenantrieb), KKG (Knallkörpergerät), DKG (Dampfknattgerät).
Для защиты от якорных мин использовались традиционные параваны-охранители.
Отправлено: 03.01.12 03:11. Заголовок: Вооружение: На перв..
Вооружение:
На первых кораблях устанавливался ограниченный набор артвооружения, состоявший из одного 105-мм орудия С/96 на носу и двух 20-мм зениток С/30 на мостике. Позже старые 105-мм заменяли на более современные С/16 и С/32, усиливалось зенитное вооружение. По штату 1943 г. артвооружение большого прорывателя состояло из:
Фактический состав, конечно, отличался от штатного, особенно в части зенитного вооружения. Впрочем, и главный калибр на некоторых кораблях был представлен трофейными 75-мм французского и польского происхождения. На некоторых кораблях в качестве дополнительных средств ПВО применялись аэростаты заграждения (1-2 шт.), огнеметы (1 шт.) и ракетные установки (до 8 шт. Raketenabwurfgerät – RAG).
Отправлено: 03.01.12 03:12. Заголовок: Экипаж: На первых п..
Экипаж:
На первых прорывателях по штату 85 чел (из них 3 офицера), фактически 85-170 чел.
Позже на больших прорывателях: штат 234 чел (8 офицеров), факт. 150-230 чел (4-5 офицеров). Средние прорыватели: штат 116 чел (5 офицеров). Малые прорыватели: штат 83 (4) чел, факт. от 15 до 120 чел.
Потери:
Во время боевых действий погибли 58 кораблей (не считая недостроенных, исключенных и переклассифицированных), в т.ч.: - на минах – 23 - потоплено авиацией –22 - потоплено надводными кораблями – 4 - затоплено экипажами – 6 - столкновение – 3 (из них 2 подняты) Кроме этого еще один корабль (Spbr 23) погиб на мине уже после окончания боевых действий, 5 июня 1945 г.
Отправлено: 14.01.12 23:00. Заголовок: Немного об английски..
Немного об английских минах, специально предназначенных против прорывателей и конвоев, охраняемых прорывателями. И немецких средствах борьбы с ними. Наглядные инструкции с кратким описанием типов мин и шутливой стихотворной моралью...
Отправлено: 15.01.12 00:02. Заголовок: Kieler пишет: Для п..
Kieler пишет:
цитата:
Для приведения в действие магнитных взрывателей использовался мощный электромагнит в носовой части корпуса (VES-Anlage). Обмотка располагалась перпендикулярно диаметральной плоскости
Все даты в формате GMT
2 час. Хитов сегодня: 69
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет
ВСЕ ФОТОМАТЕРИАЛЫ ФОРУМА ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ СВОБОДНОГО КОПИРОВАНИЯ И КАЖДЫЙ ВПРАВЕ ПОСТУПАТЬ С НИМИ ПО СВОЕМУ РАЗУМЕНИЮ. ССЫЛКА НА НАШ САЙТ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА.